Риски, о которых не подозревают стартапы при разработке пользовательских соглашений

by aleksey
соглашение

В работе компаний-производителей программного обеспечения есть много рисков, но мало кто отнесет к ним недостаточно проработанное пользовательское соглашение. Однако если подойти к этому вопросу невнимательно и не учесть важные детали, есть риск столкнуться с серьезными последствиями в дальнейшем.

Пользовательское соглашение (user license agreement или EULA, в переводе  на русский – лицензионное соглашение с конечным пользователем) можно определить как договор между владельцем программного обеспечения (ПО), идущего в комплекте с продуктом, и пользователем ПО, которому продан этот продукт.

Вопрос ПС часто недооценивается стартапами, потому как считается, что сами пользователи никогда не читают то, что подписывают. Так в 2018 году более 500 студентов легко согласились с условиями ПС новой социальной сети NameDrop, в котором было указано, что каждый пользователь обязуется передать сайту своих будущих детей. К счастью, соцсети NameDrop на самом деле не существует – это был эксперимент двух профессоров американских университетов, который действительно подтвердил, что 98% пользователей не готовы тратить свое время на ознакомление с ПС.

И все же есть несколько причин, по которым бизнесу важно уделять внимание грамотному составлению и регулярному обновлению ПС. В первую очередь, это позволит минимизировать риски в случае возникновения конфликта с пользователями и избежать возможных убытков при предъявлении претензий с их стороны. Во-вторых, для российских производителей правильное составление ПС оградит от претензий со стороны Роспотребнадзора, контролирующего законность обработки персональных данных пользователей. Это позволит избежать административной и уголовной ответственности за нарушения в этой сфере. В-третьих, при постоянно меняющемся законодательстве регулярное обновление ПС позволит всегда сохранять актуальность документа и избежать общих юридических рисков как со стороны пользователей, так и со стороны контролирующих органов.

Достаточно вспомнить пример, когда в  2018 году парижский суд обязал Twitter изменить правила ПС и выплатить 30 тыс. евро штрафа. В частности, в судебном решении было отражено, что социальная сеть отныне не может использовать фото и твиты пользователей в коммерческих целях без их согласия. Вот почему бизнесу важно знать, что должно включать в себя пользовательское соглашение, которое способно максимально защитить компанию от рисков.

Идеальное пользовательское соглашение

Оно включает в себя, в первую очередь, общие положения: описание ПО, идущего в комплекте с продуктом, указание на возможность обновления ПО, а также на то, что ПС распространяется на любые обновления ПО, если это не оговорено особо.

Второй важный пункт – ограничения использования. Здесь обязательно указывают, что программа не передается пользователю в собственность, а предоставляется ему для использования на условиях ограниченной неисключительной лицензии. Кроме того, потребитель не вправе копировать, декомпилировать, разбирать на части, пытаться осуществить расшифровку структуры, вносить изменения или создавать производные произведения на основе ПО. Программа должна использоваться в соответствии с действующими законами, включая местное законодательство страны или региона, в которых он проживает или в которых загружает или использует ПО.

Следующий пункт – передача прав на ПО. Здесь прописывается, что пользователь не вправе брать или сдавать в прокат, аренду, предоставлять на время, продавать, повторно распространять или сублицензировать программу, но может ее передать вместе с передачей права собственности на продукт.

Отдельно следует рассмотреть вопрос получения согласия на использование личной информации о пользователе, сделав отсылку на политику конфиденциальности компании. Важно уделить внимание регламенту использования ПО несовершеннолетними и иностранными пользователями. В отношении услуг третьих лиц нужно указывать, что ПО может предоставлять пользователю доступ к услугам третьих лиц. Но компания не отвечает за качество таких услуг, а пользователь, обращаясь к ним, действует на свой собственный риск. Здесь следует обязательно перечислить виды таких услуг.
Действие ПС может быть окончено – например, в случае нарушения его условий пользователем. В этом случае права пользователя по ПС автоматически прекращаются, и он должен перестать пользоваться ПО. Но даже при таком варианте развития событий некоторые разделы ПС продолжают действовать – к примеру, пункты об использовании личной информации пользователя.

В разделе о применимом праве и основном языке содержится информация о том, в соответствии с законодательством какой страны регулируются и толкуются положения ПС. Здесь же прописывают, что в случае расхождений между версиями ПС на разных языках приоритет имеет версия на основном языке. Стартапу, выходящему на международный рынок, стоит учитывать, что законодательство РФ в отношении защиты прав потребителей не столь строгое в сравнении с законами США. Поэтому при наличии потенциальной возможности продавать ПО за рубеж лучше сделать оговорку о применимом праве в тексте ПС – указать, что  положения документа регулируются в соответствии с законами РФ.

Также в любом ПС прописывают пункты о гарантиях, возмещении убытков и ограничении ответственности. Здесь есть ряд нюансов, которые стартапу обязательно надо учесть. Поэтому остановимся на этих разделах подробнее.

Гарантии

Гарантия фактически является заявлением стартапа о качестве, характеристиках и производительности продаваемого ПО или доступа к нему. Действующее законодательство предусматривает, что компания обязана передать пользователю продукт, качество которого соответствуют образцу, описанию или договору купли-продажи. А при отсутствии в таком документе условий о качестве производитель обязан передать пользователю продукт, пригодный для целей, для которых продукт такого рода обычно используется. В случае несоответствия продукта заявленному качеству (наличия существенного недостатка) клиент вправе потребовать замены продукта либо отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной суммы + причиненных ему убытков.

Однако есть широкая категория обязательств, которые компания предоставлять не обязана – более того, она должна застраховать себя от возможных последствий таких инцидентов. Поэтому производителю в пункте о гарантиях нужно обязательно отразить несколько таких положений. В первую очередь – ПО и любые продукты компании будут поставляться “как есть” и “как доступно” со всеми имеющимися недостатками, и производитель не дает в этой связи каких-либо гарантий. Также компания не обязана давать гарантий совместимости его ПО с ПО, программами, продуктами и услугами третьих лиц. И, наконец, универсальный пункт, который позволяет снять с себя лишнюю ответственность в широком диапазоне случаев – указание на то, что никакая устная и письменная информация со стороны производителя и его представителей не может расцениваться как гарантийное обязательство.

Возмещение убытков

Убытками потребителя считаются расходы, которые пользователь произвел или должен будет произвести в связи с продажей ему некачественного ПО, идущего в комплекте с продуктом, а также утрата или повреждение имущества пользователя (так называемый “реальный ущерб”). Второй вариант – неполученные доходы, которые пользователь получил бы, если бы ему продали ПО и продукт надлежащего качества (так называемая “упущенная выгода”).

По российскому законодательству стартап не может ограничить размер таких убытков фиксированной суммой для пользователя, приобретающего ПО с продуктом для личного использования. Но для такого клиента компания может прописать, что не дает гарантий совместимости ее ПО, продуктов и услуг с ПО, продуктами и услугами третьих лиц. Также необходимо добавить, что ПО, продукты и услуги производителя не предназначены для использования их в ситуациях и средах, в которых это может повлечь причинение вреда здоровью человека или его смерть, либо причинить ущерб имуществу пользователя или иных лиц, нанести вред окружающей среде и т.п. Обязательно указывается, что при нарушении этих условий компания освобождается от возмещения каких-либо убытков.
В судебной практике есть целый ряд случаев, когда грамотно прописанный пункт о возмещении убытков в ПС помогал предпринимателю доказать свою невиновность. К примеру, в 2013 году Арбитражный суд Дальневосточного округа отказал в возмещении убытков покупателю, который приобрел некачественный товар на сайте TaoBao. Из пользовательского соглашения следовало, что ответчик не является продавцом/производителем товаров, а выступает лишь в роли посредника, и ответственности за качество товара не несет.

Ограничение ответственности

Основная ловушка здесь – ошибочно взять на себя больше ответственности, чем это прописано в законе. Даже если такая ответственность не будет предусмотрена законодательством, то отвечать компании все равно придется в соответствии с условиями договора. Поэтому стартапу, желающему обезопасить себя от таких инцидентов, в пункте об ограничении ответственности необходимо прописать как минимум два важных положения:

1. В том объеме, который не запрещен применимым законодательством, компания, ее агенты и дистрибьюторы не несут ответственности за причинение пользователю прямых и косвенных убытков, которые могут возникнуть в связи с использованием ПО, продуктов и услуг компании.

2. Ответственность компании за причинение убытков потребителю, приобретающему ее ПО, продукты и услуги для ведения коммерческой деятельности, ограничивается определенной суммой. Здесь же необходимо указать размер такой суммы.

Чтобы инцидентов, связанных с использованием производимого ПО не происходило, стартапам важно уделять внимание грамотной разработке пользовательского соглашения и других документов, определяющих их взаимодействие с пользователями (например, политики конфиденциальности). А для минимизации всех рисков, сулящих потенциальные репутационные и финансовые потери, лучше всего воспользоваться услугами профессионального юриста с релевантным опытом.

You may also like